Травмой – называется повреждение организма за счет действия какого-либо фактора внешней среды, как правило, нарушающее действие анатомической целостности органов и протекающие в них процессы.
Существуют следующие виды детского травматизма:
1) Бытовой – в домашних условиях
2) Уличный - транспортный и нетранспортный
3) Школьный - во время перемен, на уроках (физкультуры, труда и т. п.)
4) Спортивный – на организованных секциях, или не организованном досуге
5) Другой
У детей вид бытового травматизма занимает лидирующее место среди повреждений (70-80%)
Основные виды травм, которые дети получают дома и их причины:
1) Ожог (от горячей плиты, воды, масла, продуктов ,посуды, утюга, других электроприборов , огня и тд)
2) Падения (с кровати, стула, стола окна, ступенек, чердака, лестниц и тд)
3) Механическая асфиксия - за счет мелких предметов (ручек, колпачков, брелков, монет, пуговиц, гаек, батареек, конструктора, мелких игрушек (Кстати, именно по этой причине в США запрещен кидер) и прочее.
4) Отравление бытовыми химическими веществами (капсулами для стирки, моющими жидкостями, мылом, шампунем, парфюмерией, отбеливателями, лекарственными средствами, уксусом и др.)
Причины травм:
1) Беспечность и халатность взрослых
2) Недисциплинированность детей
3) Несчастные случаи.
Теперь про основные правила профилактики каждого вида травматизма:
1) Бытовой:
А) Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить его навсегда.
- Никогда не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив - москитная сетка способствует трагедии, ибо ребенок чувствует себя за ней в безопасности и опирается, как на окно, так и на нее. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.
- Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
- Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник и не слетел вниз.
- Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
- Убедитесь, что в комнатах нет мебели с острыми краями, стеклами, металлическими выступами. Не допускайте присутствие ребенка на кухне во время приготовления пищи. Закройте доступ к розеткам
Б) Яды вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например, керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Данные ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
В) Ожоги - держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
- устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
- держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
- прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
Г) Электрический ток - закрытие доступа ребенка к электророзеткам, проверка целостности изоляции электропроводов,
- поддержании электрооборудования в исправном состоянии,
- следует проводить воспитательно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения правил электробезопасности и недопустимости игр и развлечений вблизи энергообъектов
2) Уличный:
А) Не транспортный – при прогулках не нарушайте ПДД (А оно касается не только водителей, но и пешеходов)
- Обходите места строек, ветхие здания с балконами, массивные линии электросетей (в особенности если провода лежат на земле) и различные овраги
- Держите ребенка как можно дальше от стай собак
Б) Транспортный – в целях предупреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей дошкольного и школьного возраста, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, учителей, воспитателей детских садов.
3) Школьный травматизм:
С целью повышения безопасности труда учащихся, необходимо заботиться об исправности инструментов и оборудования, обучить правильным приемам обращения с ними, выработать навыки, исключающие учебно-производственный травматизм.
4) Спортивный травматизм:
- перед спортивными соревнованиями проводить предварительные медицинские осмотры;
- перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
- перед началом занятий необходимо проверить готовность спортивной площадки, зала, убрать все посторонние и выступающие предметы;
- на спортивных площадках должны отсутствовать выступающие предметы, стекло, ямки и.т.д.
- проверить исправность спортивного инвентаря, оборудования;
- дети на спортивных занятиях должны быть в соответствующей занятию форме; в спортивной обуви с завязанными шнурками;
- на руках не должно быть часов, браслетов, украшений и других предметов для предотвращения травм.
5) Для профилактики любого другого вида детского травматизма используйте 4 основных правила:
1) Постоянная бдительность! Никогда не забывайте, что у детей (особенно до года) нет понятия страха, опасности, настороженности, равновесия. Зачастую они все делают спонтанно. Нужно всегда “держать руку на пульсе”.
2) Просчитывать действия наперед!
3) Не относиться к любой травме легкомысленно! Даже если ситуация на первый взгляд может казаться не опасной, зачастую бывает наоборот. И самое обычное падение на снег в гололед, может иметь тяжелые последствия.
4) Дисциплинировать вашего ребенка! Не идите путем наименьшего сопротивления. Объясняйте ребенку опасности жизни, развивайте в нем собственную бдительность
Ключ от здоровья и безопасности ребенка находится в руках родителей!
Врач педиатр КГП «Сарыкольская РБ» УЗАКО: Аникин М.М.